Сыр мышеловок бесплатного хостинга
Бесплатным хостингом называют услугу по безвозмездному размещению Web-сайтов и домашних страниц на мощностях поставщиков данного сервиса. «Хостинг задаром» стремительно набирает популярность среди миллионов пользователей Интернета в России и за рубежом. По некоторым оценкам, по числу клиентов бесплатный хостинг может смело конкурировать с коммерческим размещением Web-сайтов. И это без учета скрытого бесплатного хостинга (когда частные мини-сайты размещаются по дружбе в корпоративных доменах компаний). Только в России насчитывается более 400 серверов, на которых предоставляются услуги по бесплатному размещению сайтов. И этот список постоянно растет, в том числе за счет региональных провайдеров.
Однако сам термин «бесплатный хостинг» — с подвохом, поскольку бесплатного на рынке услуг ничего не бывает. Действительно, пользователи, размещающие свои сайты на бесплатном хостинге, не платят провайдеру денег за эту услугу. «Расплачиваться» же за бесплатный хостинг обычно приходится посетителям сайта: просмотром рекламы и терпением, необходимым для ожидания окончания неторопливой загрузки страниц и для чтения сообщений из разряда «сервер временно недоступен». Предложения по бесплатному размещению сайтов ведут к популяризации домена провайдера, а его «гешефт» состоит в том, что провайдер получает большой объем информационного наполнения, гигантскую посещаемость и эффективную рекламную площадку. Если перевести все это на «некомпьютерный» язык, то провайдер выступает в качестве издателя большой книги, щедро «приправленной» назойливой рекламой, в которую тысячи авторов бесплатно пишут свои разделы за одно лишь право быть опубликованными. Причем обычно, если отдельные главы (читай — сайты) издателю не нравятся, он запросто (то есть в соответствии с обязательным соглашением) может их удалить. Cо временем вокруг бесплатного хостинга возникло много слухов и мифов. Чаше всего в упрек поставщикам ставится низкое качество услуг: частая недоступность сайтов, низкая скорость работы из-за перегруженности и даже периодическая утеря информации (сайт просто исчезает). Дыма без огня не бывает, но все же многие мифы появились в 1999-2000 годах, когда резкий рост числа пользователей вошел в острое противоречие с возможностями поставщиков. Сегодня многие из возникавших тогда проблем уже решены и стабильность работы провайдеров массового хостинга в целом повысилась. Примечательно, что сами поставщики данных услуг предпочитают называть подобный хостинг не бесплатным, а массовым — то есть ориентированным на широкие слои пользователей. Тем не менее это не означает, что бесплатный хостинг показан всем без рецепта. Более того, чтобы пользоваться данной услугой, нужно иметь достаточно веские основания. Главная задача данного обзора как раз и состоит в том, чтобы выяснить, кому подойдет бесплатный хостинг, а кому — нет. Нам предстоит без предубеждений оценить как достоинства, так и основные ограничения этого, в целом полезного сервиса. Каким бывает бесплатный хостинг Многие из нас даже не подозревают, что являются владельцами адреса и дискового пространства для размещения собственного бесплатного сайта или, скорее, домашней странички. Нередко провайдеры, предоставляющие услуги доступа в Интернет, при выдаче логина пользователю резервируют для него адрес домашней странички, созвучный выданному логину (учетной записи). Например, абоненты услуги dial-up компании «Зенон Н.С.П.» вместе с учетной записью (login) для доступа в Интернет получают адрес вида http://webhack.com.ru/”, по которому они могут бесплатно разместить простенький сайт или домашнюю страничку. Точнее, речь идет о малом сайте размером до 5 Мбайт или меньше, состоящем из статических страниц (без элементов программирования). Другое ограничение данного сервиса — доступ для внесения изменений в сайт возможен только через модемный пул провайдера, предоставляющего данную услугу (в конкретном случае — через модемный пул «Зенона»). Понятно, что это не всегда удобно. Скажем, если потребовалось срочно внести изменения на сайте, то вам придется войти в Сеть именно под своим «зеноновским» логином через модем, то есть внести изменения из ближайшего Интернет-кафе или из любого компьютера с выделенным доступом в Интернет просто так не удастся. Ну и, наконец, домашняя страничка в домене провайдера чревата зависимостью от конкретного поставщика услуг. Если вы по каким-либо причинам решите сменить провайдера, то судьба домашней странички, размещенной по прежнему адресу, предрешена. Ведь строго говоря, в данном случае речь идет об условно-бесплатном хостинге: пока вы платите провайдеру за коммутируемый (dial-up) доступ, вы получаете «бесплатный» хостинг для сайта. Именно поэтому такой вид хостинга не получил особой популярности. «Привязки» к провайдеру не произойдет, если разместить страничку или мини-сайт по «кривому» адресу бесплатной или условно-бесплатной службы класса http://webhack.com.ru/” (данный сайт тоже принадлежит компании «Зенон Н.С.П.»). В этом случае достаточно периодически проверять свою почту и сайт через Web-интерфейс и соблюдать жесткие ограничения по дисковому пространству. Эти ограничения, а также «кривой» (читай — с тильдой) адрес тоже сильно тормозят рост популярности данного вида хостинга. Наибольшую популярность в России и за рубежом приобрели хостинг-службы, предоставляющие клиентам возможность размещать сайты в домене третьего уровня вида http://login.provider.ru. В этом случае login — доменное имя, выбранное пользователем (третьего уровня), а provider — название домена (второго уровня) провайдера, предоставляющего услугу бесплатного хостинга. Именно такие службы бесплатного хостинга нередко предоставляют своим клиентам доступ к загрузке файлов не только через Web-интерфейс (экранная форма), но и по протоколу FTP. В последнем случае клиенты получают доступ к корневой папке своего сайта и могут переносить туда файлы простым копированием посредством программы FAR Manager (http://webhack.com.ru/”) или любого другого FTP-клиента. Кроме того, такие службы бесплатного хостинга грамотно ориентированы как на квалифицированных пользователей (способных самостоятельно создать и настроить сайт), так и на любителей (начинающих пользователей). Последним предоставляется возможность собрать сайт, как конструктор, — подключить к нему готовую гостевую книгу, выбрать шаблонный дизайн, подключить форум, систему управления фотоальбомом и другие популярные Web-средства. И наконец, небольшая группа служб бесплатного хостинга предоставляет адрес «внутри» своего домена. В этом случае сайт располагается по адресу http://webhack.com.ru/”. От описанного выше варианта этот отличается тем, что владелец сайта в данном случае не привязан к провайдеру (то есть не обязан покупать, например, dial-up-услуги). А по широте функциональных возможностей вариант http://webhack.com.ru/” нередко не уступает варианту http://webhack.com.ru/”. Словом, разница здесь лишь в удобстве доменного имени. В многочисленных авторских Web-обзорах бесплатного хостинга можно встретить понятия «любительский» и «профессиональный» хостинг. Обычно их авторы проводят следующее разграничение по функциональным возможностям и антуражу хостинговых площадок. Атрибуты профессионального бесплатного хостинга — поддержка технологий, позволяющих работать сложным динамическим сайтам, вплоть до небольших Интернет-магазинов. Профессиональный бесплатный хостинг, в частности, должен поддерживать базы данных под управлением MySQL и PHP (платформа UNIX) или Microsoft SQL Server и ASP (платформа Windows). К площадкам профессионального типа относятся, в частности, http://webhack.com.ru/” или http://webhack.com.ru/”. Любительский хостинг характеризуется простотой интерфейса при минимуме поддерживаемых технологий. Как правило, он пригоден лишь для размещения небольших статических HTML-сайтов и домашних страниц, коих большинство. Прелесть любительского хостинга состоит в том, что провайдер обычно предлагает массу готовых шаблонов и модулей. Интерфейс службы бесплатного хостинга любительского класса нередко построен таким образом, что новичку предлагается пройти последовательность простых шагов, а в результате получить незамысловатый, но работоспособный сайт. Если у вас есть готовые тексты и картинки, то хорошая «любительская» служба позволит вам за пару часов собрать из них сайт начального уровня. Ярким примером любительского хостинга является популярная служба narod.yandex.ru. Ее название уже стало нарицательным — бесплатный хостинг нередко называют народным. Кому подходит бесплатный хостинг Особую популярность услуга бесплатного хостинга получила у частных владельцев сайтов, начинающих Web-дизайнеров и просто любителей, решивших создать свой мини-сайт без подготовки. Это неудивительно — у служб бесплатного (массового) хостинга и самого сервиса существует много достоинств. Массовый хостинг для пользователей, склонных к мимолетным технологическим увлечениям, — сверхактуальная услуга. В частности, возможность воспользоваться бесплатным хостингом — хороший вариант для будущего владельца сайта проверить, хватит ли у него сил, времени и желания для разработки и поддержки планируемого ресурса. Если на стадии разработки интерес пропадет, то не придется хотя бы тратиться на абонентскую плату хостинг-провайдеру и на приобретение доменного имени второго уровня. Размещение тестовой (промежуточной) версии сайта на бесплатном хостинге — хороший способ для сбора отзывов о своем творении среди коллег и друзей. Действительно, пока сайт находится на стадии разработки, его нередко бывает полезно показать кому-то из тех, кто сможет взглянуть на него «незамыленным» глазом и указать на недоработки. Делать это при помощи пересылки файлов — неудобно для получателей. Куда проще показать рабочую версию своего ресурса «вживую», разослав ссылки на сайт. Бесплатный хостинг — вполне адекватный способ для размещения персональных страниц и страниц ограниченного срока действия. Речь идет преимущественно о сайтах типа «Я и моя черепаха» или «Мой день рождения». То есть о тех, о которых можно забыть, а со временем и удалить их. Например, на сайте, собранном на скорую руку, можно разместить для друзей информацию о том, как к вам приехать, а позже — вывесить на нем фотографии со дня рождения. Часто друзья и родственники просят сделать им копии фотографий — нет проблем: пусть смотрят и скачивают их с сайта. Преимущество бесплатного хостинга для таких страниц очевидно: за один вечер можно сверстать необходимые страницы, зарегистрировать Web-адрес на сайте массового хостинга и опубликовать свой сайт. Ведь регистрация полноценного доменного имени второго уровня и оформление договора оплачиваемого хостинга займет реально не меньше двух дней. А массовый хостинг позволяет решить эту проблему в считанные часы. В общем, для принятия спонтанных решений по поводу сайта массовый хостинг — как раз то, что доктор прописал. Популярная услуга для начинающих пользователей. Бесплатный хостинг, предоставляемый компаниями, специализирующимися на этой услуге (например, проект Yandex Technologies — ha href=” http://narod.yandex.ru/”ttp://narod.yandex.ru/), — просто находка для начинающих пользователей, не имеющих ни малейшего представления о создании сайтов. Сервисы Narod.ru помогают не просто разместить сайт на сервере, но и создать сайт начального уровня, используя многочисленные шаблоны и подключаемые функциональные блоки, предоставляемые поставщиком услуги. Даже отсутствие дизайна будущего сайта не сможет остановить пользователей «Народа». Yandex предлагает готовые шаблоны дизайна, который при желании можно разнообразить собственными картинками и другими элементами оформления. Кому не подходит бесплатный хостинг В самом начале обзора мне пришлось оговориться, что бесплатный хостинг не стоит «принимать» без жизненно-необходимых для вашего проекта показаний. В противном случае провайдеры платного хостинга просто разорились бы. А этот рынок, наоборот, испытывает бурный рост. Ниже перечислены группы пользователей, которым, по мнению автора, бесплатный хостинг абсолютно противопоказан. Владельцы сайтов деловой и потенциально деловой направленности, которым требуется бесперебойная работа. Провайдеры бесплатного хостинга работают на условиях жесткого приоритета собственных интересов и обычно не обременяют себя никакими серьезными обязательствами перед клиентами. Ситуация, когда провайдер неожиданно прекращает предоставление услуг (исчезает), — совсем не редкость. Казалось бы, большинству пользователей, разместивших там свои сайты, не на кого пенять — формально все должны ознакомиться с соглашением о предоставлении услуги. Большинство пользователей-клиентов, конечно, делают резервные копии, помня, что «любви навеки» им никто не обещал. Тем более что перебраться к новому бесплатному хостеру — вопрос пары часов. Однако самое неприятное состоит в другом — старый адрес сайта в домене «почившего» хостера уже был проиндексирован сотнями поисковых машин, этот «мертвый» ныне адрес прописан в десятках каталогах, упоминается в сотнях форумов. С исчезновением прежнего провайдера вся ваша работа по естественной раскрутке сайта в Интернете идет прахом. Поисковые машины (тоже бесплатные) не сильно жалуют тех, кто чересчур торопится, поэтому пройдут долгие месяцы, прежде чем сайт снова приобретет хоть часть былой узнаваемости. И самое обидное, что подобная ситуация может запросто в любой момент повториться. Понятно, что люди, хоть немного заботящиеся о стабильности своего Web-сайта, должны оградить себя от подобных нюансов бесплатного хостинга. Владельцы сайтов, которые заботятся о престиже проекта. Размещение сайта в бесплатном домене вызовет массу вопросов у любого человека, даже имеющего сравнительно небольшой опыт работы в Интернете. Соответственно представители любого потенциального партнера могут усомниться в уровне и серьезности организации, экономящей на хостинге и на доменном имени. Потеря даже одного-двух потенциальных клиентов вследствие «неавторитетности» имени сайта, возможно, приведет к вмененному ущербу (недополученной прибыли), превышающему затраты на домен и хостинг. Поскольку многие покупатели принимают решение в пользу той или иной компании после изучения информации на сайте, то владельцы таких сайтов могут просто не заметить, что их потенциальные клиенты уходят к другим компаниям. И наконец, последний, не самый аргументированный, но наиболее очевидный довод: адреса сайтов в бесплатном домене просто неприлично указывать на визитных карточках. При этом владелец сайта просто лишается одного из самых эффективных способов продвижения своего бизнеса. Владельцы сайтов, успешно работающие на привлечение клиентов. Если хоть какой-то минимум клиентов приходит к владельцу с сайта, размещенного на бесплатном хостинге, то это явный сигнал для срочного перевода сайта на нормальный домен второго уровня и на нормальный хостинг. Если упустить этот момент, то в ход пойдут все вышеописанные факторы. Означенные правила справедливы не только для крупных и средних компаний (которые никогда и не позволяли себе такую «роскошь», как бесплатный хостинг), но и для владельцев, использующих сайт для поддержки малого бизнеса или в качестве инструмента частной предпринимательской инициативы. Общий вывод — владельцам корпоративных и деловых сайтов всех уровней бесплатный хостинг в качестве инструмента по организации Web-инфраструктуры не подходит. Тем более что затраты на разработку и поддержку сайта обычно просто не сопоставимы с расходами на его размещение и регистрацию домена. Остается отметить, что коль скоро сумма порядка 100-130 долл. в год на обеспечение стабильной доступности сайта является критичной для конкретного бизнеса, то можно пойти на хитрость и при благоприятных условиях ограничиться лишь затратами на доменное имя. Один из вариантов — приобрести доменное имя (около 24 долл. за первый год) и договориться с дружественной организацией, имеющей собственную Интернет-инфраструктуру, прописать на их DNS-серверах ваше доменное имя и установить с него переадресацию (redirect) на сайт, размещенный на бесплатном хостинге. Другой вариант — приобрести доменное имя через провайдера или официального регистратора (http://webhack.com.ru/”) и заказать у них услугу поддержки DNS и переадресации. Второй вариант — чуть более дорогой, коли уж речь идет об экономии… Стоит ли упоминать, что организация переадресации ни в коей мере не решает проблему стабильной доступности (надежности) сайта. Ведь физически все данные по-прежнему будут находиться на бесплатном хостинге. Единственное достоинство такого трюка — возможность указать престижный адрес сайта (доменное имя второго уровня) на визитной карточке и снизить риск потери клиентов при «исчезновении» провайдера бесплатного хостинга. Подчеркиваю: именно снизить риск, но не абсолютно застраховаться от этой проблемы. На что следует обратить внимание при выборе бесплатного хостинга Размер выделяемого дискового пространства под сайт и условия предоставления дополнительного дискового пространства. Обратите внимание, что когда поставщик заявляет о неограниченном размере дискового пространства под сайт, то, скорее всего, по умолчанию здесь предоставляется все же фиксированный объем в мегабайтах, а выделение дополнительного места придется обосновывать (обычно — существенным ростом посещаемости). Размер выделяемого дискового пространства под почтовый ящик. Некоторые хостеры выделяют ограниченный объем дискового пространства, который придется делить между сайтом и почтовым ящиком. Размер и формат рекламных носителей: баннеры, всплывающие окна и др. Реклама — это то, на чем зарабатывают провайдеры бесплатного хостинга, поэтому ее интенсивность может быть очень высока. Некоторые провайдеры предъявляют особые требования к оформлению страниц — оговаривают резервирование в дизайне места для баннеров. Поддержка дополнительных любительских сервисов: настраиваемые почтовые формы, гостевые книги, форумы и прочие услуги. Такие сервисы будут особенно полезны начинающим владельцам сайтов. Наличие у провайдера расширенных серверных возможностей, таких как PHP, каталог скриптов CGI, доступ к базе данных MySQL, SSI, доступ к Microsoft SQL-Server, поддержка ASP и др. Все эти возможности хостинговой платформы необходимо учитывать еще на стадии разработки сайта. Наличие ограничений на загрузку архивных и мультимедийных файлов. Многие провайдеры бесплатного хостинга запрещают размещение и загрузку с сайта файлов форматов MP3, WAV, RAR, ZIP, EXE и др. Сделано это, вероятно, с целью минимизации трафика, а также в качестве противодействия незаконному распространению музыки и программного обеспечения. Поддержка режима загрузки файлов на сервер по протоколу FTP. Web-интерфейс для загрузки файлов подойдет только начинающим пользователям, создающим небольшой сайт (до 10 страниц). Всем остальным потребуется доступ к FTP-серверу, иначе элементарная операция по загрузке страниц на сайт серьезно усложнится. Необходимая частота обращений к сайту. Многие провайдеры бесплатного хостинга выдвигают условием размещения сайта регулярное посещение своего эккаунта через Web-интерфейс. Например, раз в месяц вы обязаны зайти на страницу провайдера, проверить почту, проведать или обновить сайт, а заодно полюбоваться на окружающую вас рекламу. Изучите скорость реагирования службы поддержки хостинговой площадки. Задайте действительно интересующий вас вопрос и посмотрите на реакцию. В том случае если у вас возникнут реальные проблемы, реакция службы поддержки вряд ли будет более быстрой. Изучите общественное мнение относительно будущей хостинговой площадки. Признаться, полностью доверять любому из представленных в Сети и прессе обзоров бесплатного хостинга особо не стоит. Но знакомство с десятью подобными «обзорами мнений» позволит вам выделить некоторое рациональное зерно. Краткий перечень популярных служб бесплатного хостинга Бесплатные хостинговые службы появляются и исчезают. К счастью, большинство из них работает долго и устойчиво. Однако на самом деле нет никакой гарантии, что к моменту публикации обзора все серверы, адреса которых упомянуты в кратком перечне, будут доступны посетителям. С условиями размещения сайтов ситуация вообще сложно предсказуема. Поэтому при выборе хостинг-провайдера призываю всех еще раз внимательно изучить текущие условия предоставления бесплатного хостинга самостоятельно, обратившись по приведенному адресу хостинговой службы. Мнение: дешевый хостинг лучше бесплатного Говорят, что лучшая вещь — это та, что не стоила владельцу ни копейки. А если исключения действительно подтверждают правило, то массовый хостинг остается одной из самых выгодных вещей на свете. Почему же тогда рынок коммерческого (платного) хостинга переживает в России настоящий бум? Зачем коммерческие хостинг-провайдеры наперебой предлагают привлекательные тарифные планы, явно ориентированные на частных пользователей и малый бизнес? Ответ прост: цены на регистрацию доменных имен вкупе с дешевым тарифным планом на хостинг достигли того уровня, что стали теперь вполне доступными даже для частных пользователей со средним уровнем дохода. Не говоря уже о предпринимателях и о малом бизнесе. Если обратиться к элементарной математике, то нетрудно подсчитать, во сколько обойдется самый дешевый платный виртуальный хостинг сайтов на площадке профессионального провайдера. Тарифный план «Экономный» (50 Мбайт дискового пространства, 1 почтовый ящик, UNIX) компании «Зенон Н.С.П.» стоит 63 долл. в год, с учетом налогов. При оплате за год вперед пользователь вдобавок получает полноценный домен второго уровня бесплатно (считайте экономия 24 долл. — столько стоит доменное имя при самостоятельной регистрации). Даже без учета экономии на доменном имени получается, что хостинг обойдется клиенту в 5,25 долл. в месяц (или чуть меньше 170 рублей). Вполне разумные деньги за сохранность нервных клеток и клиентов. Владельцу динамического сайта или небольшого Интернет-магазина, выполненного по технологии PHP+MySQL, подойдет тарифный «План A» от ValueHost.ru стоимостью 8,95 долл. (около 290 рублей) в месяц. За эти деньги пользователь получает 300 Мбайт дискового пространства и неограниченное число почтовых ящиков. Платная альтернатива любительскому хостингу — тарифный план «Базовый вебсайт» от «Точки.ру» (http://webhack.com.ru/”) стоимостью 7 долл. в месяц. Если компонентов базового комплекта не хватило, то можно за разумные деньги докупить всё недостающее. Вообще, для малого статического сайта (а таких сегодня большинство) на рынке можно найти предложения о размещении и за 3 долл. в месяц. Куда уж дешевле? По цене детективного романа или видеокассеты современный пользователь получает гарантированный сервис, круглосуточную техническую поддержку, отсутствие головной боли и удобный интерфейс для работы со своим любимым сайтом. К слову, за прошедший год стоимость минимальных тарифных планов у провайдеров коммерческого хостинга снизилась почти вдвое. Тенденции — почти как на рынке сотовой связи. Трудно, да и бессмысленно убеждать людей платить за то, что они могут получить «бесплатно». Однако об одной вещи приверженцам бесплатного хостинга напомнить все-таки стоит. Потенциально любая служба бесплатного хостинга может неожиданно перейти на платный режим. Такая ситуация вполне предсказуема по опыту развития ведущих бесплатных почтовых служб. Несколько лет назад, после кризиса Интернет-экономики, известные бесплатные почтовые службы (класса mail.yahoo.com или iname.com — mail.com) де-факто перешли в коммерческий режим эксплуатации. Произошло следующее: уведомив пользователей, некоторые почтовые службы заблокировали бесплатный доступ к почтовым ящикам по протоколу POP3, позволяющему работать с их почтовым аккаунтом через клиентские программы класса Microsoft Outlook/Outlook Express, The Bat! и др. Клиентам, не желающим оплачивать свой почтовый ящик, оставили лишь возможность работы с ним через Web-интерфейс. Нередко это сопровождалось серьезным сокращением максимального размера почтового ящика. Понятно, что многие клиенты, годами пользовавшиеся бесплатным почтовым ящиком, предпочли заплатить, но не отказываться от привычного уклада. Нет никаких гарантий, что к подобному трюку рано или поздно не прибегнут владельцы служб бесплатного хостинга.